Итак, подготовлены картон, бумага, клей, рамка и основной материал для композиции. Далее необходимо вырезать кусок картона, соответствующий размерам рамки. Затем надо выбрать, какого цвета фон будет у композиции. Вполне возможно, что для какого-то панно подойдет в качестве фона белый или сероватый оттенок самого картона. Тогда можно обойтись без цветной бумаги. Но могут быть композиции, для которых необходим цветной фон (ниже будут приведены такие примеры). В этом случае вырезается кусок выбранной бумаги, совпадающий по размерам с картонной основой. Далее на картон при помощи мягкой кисточки равномерно тонким слоем наносится клей ПВА. После этого фон приклеивается к основе. Кстати, надо сказать, что необязательно использовать именно бумагу – это самый простой вариант. Очень хорошо подойдет любая необъемная ткань с гладкой поверхностью – сатин, ситец, саржа, шелк, лен. Можно, кроме того, создать фон акварельными красками, цветной тушью и т. д. – все зависит от фантазии мастера, Главное, чтобы по цвету и фактуре он соответствовал задуманной композиции. Например, если на панно будет изображаться водный пейзаж с ракушками и камнями, то хорошо подойдет шелк цвета бирюзы или морской волны, а для создания ночного пейзажа можно окрасить картон-основу ту шью в глубокий черный или синий цвет.
Когда основа с фоном готова, ее надо приклеить к рамке. Здесь также подойдет ПВА. Необходимо тщательно промазать клеем внутреннюю поверхность рамки, которую затем следует наложить на основу и аккуратно прижать. После высыхания клея все будет готово к тому, чтобы перейти к самой кропотливой, но и самой увлекательной части работы, – нанесению композиции.
Чтобы рисунок панно получился продуманным и аккуратным, надо сначала выстроить композицию на листе бумаги того же размера, какой будет у готового изделия. Она может иметь какую-то тему, а может быть просто фрагментом буйной зелени цветущего луга или сада. В любом случае, прежде чем вклеивать материал в панно, нужно разложить все его элементы на отдельном листе, выбрать оптимальный вариант расположения деталей картинки и наметить последовательность, в которой каждая часть композиции должна крепиться к основе.
Когда проведена вся разметка, можно приступать к завершающей фазе работы. Каждый элемент композиции по очереди промазывается с внутренней стороны тонким слоем клея, располагается в отведенном для него месте панно и прижимается чистой мягкой тряпочкой – лучше фланелевой или суконной, но можно также использовать марлю. Надо следить, чтобы на поверхности панно не оставалось излишков клея: его необходимо аккуратно удалять, пока он не засохнет. Когда панно собрано полностью, следует дать ему полежать в горизонтальном положении до полного высыхания. После этого необходимо придать ему вертикальное положение, чтобы убедиться, что все элементы крепко держатся, Эта процедура актуальна в основном для композиций, в которых применяются тяжелые и крупные элементы – камни морские ракушки, крупные куски дерева. Если какой-то элемент под собственным весом не удерживается на картинке, надо либо заменить его менее тяжелым, либо попробовать закрепить более прочным клеем, например, таким, как «Суперклей» (однако следует помнить, что этот клей пригоден для объемных элементов композиции, но его ни в коем случае нельзя применять для засушенных растений.
Итак, проделано все необходимое, и чудесное, оригинальное панно готово – подарок, в который были вложены частичка души и теплых чувств к тому, кому он предназначен, а также мастерство, терпение, вкус и талант видеть красоту природы.